
В ответ на это в апреле Ростехнадзор выступил с соответствующими разъяснениями. В своем письме от 01.04.2025 №09-04-05/2045 «По вопросам эксплуатации лифтов» в ведомстве указали, что в отношении лифтов, отработавших назначенный срок службы уже после 15 февраля 2025 года, применяются положения пункта 3.4 статьи 4 техрегламента ТС 011/2001. А в нем предусмотрено, что по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замены с учетом оценки соответствия.
В Ростехнадзоре также уточнили, что в настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и бизнес-сообществом «прорабатывается вопрос продления сроков замены (модернизации) лифтов с истекшим сроком эксплуатации после 15 февраля 2025 года».
Тем не менее, не во всех организациях, профессионально работающих в сфере управления многоквартирными домами (МКД), эти разъяснения сочли достаточными. В частности, представители Ассоциации «Новое качество» выступили с обращением, в котором подняли ряд вопросов, зачастую вполне оправданных. Ведь, например, по факту получается, что, вводя отсрочку, власти предъявили менее строгие требования к лифтам, отработавшим более длительный период (срок эксплуатации которых истек до 15.02.2025), чем к установленным сравнительно недавно и технически более совершенным лифтам, которые на законных основаниях продолжают работать после середины февраля. В связи с этим в Ассоциации попросили пояснить, что делать владельцам подъемников, которые не подпадают под действие п. 2 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 29.11.2024 №112 о продлении срока эксплуатации. Неясным для них остался и вопрос о том, будут ли перенесены даты капремонта МКД с таким оборудованием, а также ряд других моментов.
Учитывая важность темы, свою позицию по ней обозначили и в Минстрое России, в очередной раз напомнив, что лифты, отработавшие назначенный период службы до 15 февраля 2025 года, должны быть приведены в соответствие с техрегламентом ТС в течение пяти предстоящих лет, а остальные подъемники следует заменить или модернизировать в рамках капремонта до окончания допустимого периода эксплуатации или же отключить. При этом, разумеется, работы по капитальному ремонту должны выполняться в сроки, предусмотренные региональной программой. Если же фонд формируется на спецсчете, то ответственность за своевременность таких работ лежит на собственниках помещений в МКД.
«При нехватке накопленных средств на новый лифт жители дома могут использовать такие инструменты, как рассрочка и факторинг. Эти программы уже работают в Санкт-Петербурге, Нижегородской, Свердловской, Липецкой областях, республиках Татарстан и Башкортостан», — говорится в письме министерства.
Таким образом, все точки над i в этом вопросе поставлены. А существенно облегчить регионам реализацию разработанных в них планов замены лифтового оборудования до 2030 года поможет ранее принятое правительством решение о списании двух третей долга по бюджетным кредитам.
На важность этой меры отдельно указал первый замглавы Минстроя России Александр Ломакин, по оценке которого, к 2030 году в субъектах необходимо заменить более 120 тыс. лифтов в домах у региональных операторов и в домах со спецсчетами. «Переноса сроков у нас уже не будет», — предупредил замминистра.
Таким образом, сроки и задачи в этой сфере поставлены весьма жесткие. Исходя из них, ежегодно предстоит менять не менее 24-25 тыс. лифтов, чего раньше не было. Поэтому помимо финансовых рычагов потребуется задействовать и другие стимулирующие меры, в том числе законодательного характера. Как сообщила руководитель департамента специальных проектов ФАУ «РосКапСтрой» Минстроя РФ Светлана Евсеенкова, уже подготовлены изменения в Жилищный кодекс, способствующие повышению финансовой устойчивости систем капремонта. В частности, предложена концепция минимального взноса, который будет рассчитываться индивидуально для каждого дома с учетом потребности в ремонте и окупаемости затрат.
«Право установления такого взноса закрепляется за самими субъектами», — уточнила она.
Александр ЛОМАКИН, первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
«Мы видим, что в региональных программах на цели обновления лифтового парка заложено недостаточно собственных средств либо не хватает средств, собранных с жителей. Инструмент списания бюджетных кредитов дает возможность докапитализации»
Номер публикации: №19 30.05.2025