Технология обновления: в Минстрое разъяснили нюансы замены устаревших лифтов в МКД

Технология обновления: в Минстрое разъяснили нюансы замены устаревших лифтов в МКД

Технология обновления: в Минстрое разъяснили нюансы замены устаревших лифтов в МКД Shutterstock/FOTODOM
На начало этого года в регионах насчитывались десятки тысяч лифтов с истекшим сроком эксплуатации (25 лет), и все они в соответствии с техрегламентом Таможенного союза (ТС) «Безопасность лифтов» должны были быть заменены до 15 февраля на новые устройства. Однако невозможность реализации этого требования побудила правительство отодвинуть эти сроки до 2030 года. Пятилетняя вынужденная отсрочка, несомненно, разрядила ситуацию. Однако у представителей ряда управляющих организаций (УО) и товариществ собственников жилья (ТСЖ) возникли опасения и вопросы относительно нюансов обслуживания устаревшего лифтового парка.

В ответ на это в апреле Ростехнадзор выступил с соответствующими разъяснениями. В своем письме от 01.04.2025 №09-04-05/2045 «По вопросам эксплуатации лифтов» в ведомстве указали, что в отношении лифтов, отработавших назначенный срок службы уже после 15 февраля 2025 года, применяются положения пункта 3.4 статьи 4 техрегламента ТС 011/2001. А в нем предусмотрено, что по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замены с учетом оценки соответствия.

В Ростехнадзоре также уточнили, что в настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и бизнес-сообществом «прорабатывается вопрос продления сроков замены (модернизации) лифтов с истекшим сроком эксплуатации после 15 февраля 2025 года».

Тем не менее, не во всех организациях, профессионально работающих в сфере управления многоквартирными домами (МКД), эти разъяснения сочли достаточными. В частности, представители Ассоциации «Новое качество» выступили с обращением, в котором подняли ряд вопросов, зачастую вполне оправданных. Ведь, например, по факту получается, что, вводя отсрочку, власти предъявили менее строгие требования к лифтам, отработавшим более длительный период (срок эксплуатации которых истек до 15.02.2025), чем к установленным сравнительно недавно и технически более совершенным лифтам, которые на законных основаниях продолжают работать после середины февраля. В связи с этим в Ассоциации попросили пояснить, что делать владельцам подъемников, которые не подпадают под действие п. 2 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 29.11.2024 №112 о продлении срока эксплуатации. Неясным для них остался и вопрос о том, будут ли перенесены даты капремонта МКД с таким оборудованием, а также ряд других моментов.

Учитывая важность темы, свою позицию по ней обозначили и в Минстрое России, в очередной раз напомнив, что лифты, отработавшие назначенный период службы до 15 февраля 2025 года, должны быть приведены в соответствие с техрегламентом ТС в течение пяти предстоящих лет, а остальные подъемники следует заменить или модернизировать в рамках капремонта до окончания допустимого периода эксплуатации или же отключить. При этом, разумеется, работы по капитальному ремонту должны выполняться в сроки, предусмотренные региональной программой. Если же фонд формируется на спецсчете, то ответственность за своевременность таких работ лежит на собственниках помещений в МКД.

«При нехватке накопленных средств на новый лифт жители дома могут использовать такие инструменты, как рассрочка и факторинг. Эти программы уже работают в Санкт-Петербурге, Нижегородской, Свердловской, Липецкой областях, республиках Татарстан и Башкортостан», — говорится в письме министерства.

Таким образом, все точки над i в этом вопросе поставлены. А существенно облегчить регионам реализацию разработанных в них планов замены лифтового оборудования до 2030 года поможет ранее принятое правительством решение о списании двух третей долга по бюджетным кредитам.

На важность этой меры отдельно указал первый замглавы Минстроя России Александр Ломакин, по оценке которого, к 2030 году в субъектах необходимо заменить более 120 тыс. лифтов в домах у региональных операторов и в домах со спецсчетами. «Переноса сроков у нас уже не будет», — предупредил замминистра.

Таким образом, сроки и задачи в этой сфере поставлены весьма жесткие. Исходя из них, ежегодно предстоит менять не менее 24-25 тыс. лифтов, чего раньше не было. Поэтому помимо финансовых рычагов потребуется задействовать и другие стимулирующие меры, в том числе законодательного характера. Как сообщила руководитель департамента специальных проектов ФАУ «РосКапСтрой» Минстроя РФ Светлана Евсеенкова, уже подготовлены изменения в Жилищный кодекс, способствующие повышению финансовой устойчивости систем капремонта. В частности, предложена концепция минимального взноса, который будет рассчитываться индивидуально для каждого дома с учетом потребности в ремонте и окупаемости затрат.

«Право установления такого взноса закрепляется за самими субъектами», — уточнила она.

Александр ЛОМАКИН, первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:

«Мы видим, что в региональных программах на цели обновления лифтового парка заложено недостаточно собственных средств либо не хватает средств, собранных с жителей. Инструмент списания бюджетных кредитов дает возможность докапитализации»