
Новациями предусмотрено, что квитанции за ЖКУ будут выставляться до 5 числа месяца, а оплатить их нужно будет не до 10, как до сих пор, а до 15. Также поправками предусмотрено, что жители на общих собраниях собственников (ОСС) больше не смогут утверждать иные даты оплаты, как это указано в ЖК РФ в настоящее время. Законопроект уже одобрен Советом Федерации и подписан президентом.
Инициатором разработки и принятия закона является Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ. По словам его председателя Сергея Пахомова, новые нормы будут способствовать оптимизации информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ. Также ими уточняются сроки выставления платежных документов за ЖКУ и их последующей оплаты. «Квитанции на оплату с 1 марта 2026 года будут присылать гражданам до 5 числа месяца, следующего за расчетным, а оплатить такой документ можно будет до 15 числа включительно. Технически это позволит значительно сократить количество людей, которые по каким-либо причинам не успевают внести оплату за коммунальные услуги», — заявил парламентарий.
Как уточнил заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов, формулировки закона о том, что перенесен будет и срок предоставления платежных документов с «до первого числа месяца» на «до пятого числа месяца», напрямую касаются деятельности организаций сферы ЖКХ. «Это даст дополнительное время ресурсоснабжающим организациям (РСО) — теплосети, водоканалу — и управляющим компаниям, чтобы грамотно произвести расчет начислений и избежать неточностей. Пять дней — хорошее дополнительное время, чтобы еще раз все перепроверить и избежать ошибок», — уверен Сергей Колунов.
Специалисты по взаимоотношениям в жилищно-коммунальной сфере весьма сдержанно оценивают пользу от нововведений. Эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук и вовсе «сильно удивлен внезапным принятием поправок», так как по этому поводу «не было никаких предварительных общественных дискуссий». Впрочем, он считает их «правильными», поскольку расширяются предельные сроки, в течение которых не будут начисляться пени за просрочку оплаты. А сегодня это основной инструмент, который стимулирует потребителей услуг ЖКХ оплачивать квитанции своевременно. Он также уверен, что эта мера не отразится на платежном процессе. Просто поскольку в ЖКХ платежи очень гибкие и производятся большим количеством абонентов, то последует определенный период, связанный с перенастройкой бухгалтерских балансов в финансово-экономических подразделениях ресурсоснабжающих организаций.
Что касается аргумента о синхронизации сроков получения зарплат и оплаты ЖКУ, то это актуально для узкой категории потребителей, которые «сильно завязаны» на текущие доходы и в основном являются получателями льгот. Им действительно зачастую необходимо дождаться зарплаты, чтобы оплатить коммуналку. То есть это послабление ориентировано на них, и если уж помогать таким группам, то в отношении них разговор должен в первую очередь идти о совершенствовании системы адресной поддержки, которую следует сделать более гибкой. А основная масса плательщиков, уверен Павел Склянчук, — это взрослое экономически активное население, планирующее семейные бюджеты заблаговременно, и им удлинение сроков мало что даст.
Вместе с тем, он в очередной раз высказался о необходимости повышения платежной дисциплины в отношении злостных неплательщиков, которые имеют высокий уровень доходов. Для этого уже сегодня имеется широкий инструментарий. В частности, действуют ограничения на выезд за рубеж и начисляются пени. Но, возможно, стоит подумать о каких-то новых мерах. Например, начать передавать сведения о таких гражданах в бюро кредитных историй. «Если человек не гасит кредит, к нему сразу применяются жесткие санкции. А в ЖКХ был введен запрет на уступку права требований по долгам коллекторам, поэтому ресурсники сегодня разбираются с неплательщиками самостоятельно и большого успеха в такой претензионной работе не имеют», — отметил Павел Склянчук.
Конечно, сгущать краски тоже не стоит. По данным Минстроя России, уровень собираемости платежей — около 95%, и это, по мнению эксперта, очень высокий показатель. Но с оставшимися 5% разбираться надо: эти недоимки серьезно подрывают экономическую устойчивость управляющих компаний и РСО.
При этом, когда УК используют меры общественного порицания и вывешивают сведения о неплательщиках возле лифтов, они не могут указывать персональные данные. Максимум, что им разрешено, — написать номер квартиры и размер долга. «Возможно, стоит провести информационную кампанию и объяснить людям, что когда они не платят за ЖКУ, то «подставляют» добросовестных плательщиков, тех же пенсионеров. Даже такие мягкие меры могут улучшить ситуацию», — полагает Павел Склянчук.
Что же касается вопроса об оптимизации размещаемой в ГИС ЖКХ информации, то, как рассказал Сергей Пахомов, поправками вменено судебным приставам в автоматическом режиме размещать в системе сведения об исполнительных производствах по взысканию задолженности за ЖКУ, образовавшейся за последние три года, по решению суда. «Это позволит региональным органам власти, выдающим субсидии, напрямую получать актуальные данные о долгах граждан из системы. Также это поможет снизить административную нагрузку на РСО и поставщиков ЖКУ, которые сейчас вынуждены буквально вручную выверять подобную информацию: им в месяц приходится обрабатывать более 12 млн запросов о наличии задолженности», — считает Сергей Пахомов.
Сергей КОЛУНОВ, зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:

«Многим гражданам зарплаты приходят 12 или 15 числа, поэтому им удобнее оплачивать ЖКУ после их поступления. Это позволит избежать просрочек оплаты услуг ЖКХ и, как следствие, начисления пени»
Номер публикации: №23 04.07.2025