
Организации не только будут обязаны разрабатывать инвестиционные программы и включать в них мероприятия по модернизации коммунальной инфраструктуры, но и предлагается нормативно закрепить требование об использовании по прямому назначению средств, заложенных в платежах потребителей на ремонт и замену оборудования. Также законопроект содержит положения, которые помогут донастроить механизм долгосрочных регуляторных соглашений, заключаемых региональными и местными органами власти с компаниями-поставщиками услуг в сфере ЖКХ. В таких соглашениях будут определены размеры тарифов и обязательства по обновлению инженерных сетей. При этом часть этих средств может быть направлена на возврат ресурсов, привлеченных на модернизационные цели из внешних источников.
По данным авторов инициативы, в настоящее время до 50% денег, предназначенных для модернизации коммунальной инфраструктуры, расходуется неэффективно. При этом известно, что создание современной, комфортной, безопасной и удобной среды во всех регионах и муниципалитетах находится в зоне особого внимания президента и правительства страны. Таким образом, законопроект призван ускорить обновление систем ЖКХ и повысить качество услуг водоотведения, теплои водоснабжения, предоставляемых частными компаниями.
Комментируя предложенную инициативу, глава правительства Михаил Мишустин отметил, что необходимо, чтобы в сфере жилищно-коммунального хозяйства все задачи выполнялись в полном объеме, а показатели надежности и энергетической эффективности реконструированных объектов достигали плановых значений. «Для этого будут введены единые правила оценки полученных результатов. Рассчитываем, что такие законодательные изменения станут способствовать повышению качества коммунальных услуг, предоставляемых гражданам», — подчеркнул Михаил Мишустин.
Но насколько нормы закона окажутся действенными на практике — вопрос довольно спорный. Как считает эксперт направления «Народный фронт. Аналитика», гендиректор Рейтингового агентства строительного комплекса Фёдор Выломов, такая инициатива в целом обоснованна и полезна. Однако, как всегда в теме ЖКХ, многое будет зависеть от практического применения и соблюдения баланса интересов государства, бизнеса и потребителей. Тем не менее, закрепление обязанности использовать заложенные в тарифах средства по прямому назначению — на ремонт и замену коммунального оборудования — позволит увеличить прозрачность инвестиционных процессов в сферах ЖКХ и ресурсоснабжения. «К примеру, при должном подходе для государства и потребителей может стать понятна увязка между тарифами и реальными улучшениями инфраструктуры», — заявил «Стройгазете» эксперт.
Правда, с точки зрения бизнеса такие требования являются прямыми ограничениями в управлении финансовыми потоками: все-таки предприниматели привыкли более гибко распределять ресурсы. «Однако в долгосрочной перспективе повышение дисциплины в использовании средств и прогнозируемость требований могут создать более устойчивую и предсказуемую среду для инвестиций в ЖКХ», — считает Фёдор Выломов.
В свою очередь, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов также не исключает, что принятие закона позволит сократить нецелевое расходование средств. Однако это не гарантировано, так как у РСО есть много обязательств, и их надо исполнять, покупать товары и услуги. Возникает вопрос — будет ли в таком случае направление средств одного раздела на цели другого раздела нецелевым? Жесткие рамки расходования средств, напротив, могут помешать РСО исполнять свои обязанности. Например, компании будут тратить их на ремонт и замену оборудования, даже если это не очень нужно, а временно направить эти средства на найм персонала они не смогут. Вот и получится, что компания отремонтировала инфраструктуру, построила новую, а работать на ней некому, так как набрать людей закон не позволяет. И в результате уже новая инфраструктура будет приходить в негодность. Вряд ли целесообразно заставлять компании тратить одну часть средств только на болты, а другую только на гайки, потому что так предписывает закон, когда и болты и гайки в компании есть в наличии, и она бы лучше купила трубы. «Но менеджмент компании в таком случае сделать ничего не сможет, потому что по закону средств на это в бюджете РСО нет», — рассуждает эксперт.
В целом, по мнению Дмитрия Баранова, нецелевое использование средств полностью исключить вряд ли возможно, всегда могут быть придуманы такие схемы и методы обхода законодательства, которые позволят это сделать. «Решение данной проблемы может заключаться в том, чтобы компаниям было выгодно экономить бюджетные средства, а их часть они бы оставляли себе. При этом важно, чтобы компании направляли бюджетные средства на то, что им в данный момент нужнее, не ограничивать их», — заключил Дмитрий Баранов.
Фёдор ВЫЛОМОВ, эксперт направления «Народный фронт. Аналитика», гендиректор Рейтингового агентства строительного комплекса:

«Главное, чтобы содержащийся в законе механизм контроля не был избыточным и не приводил к бюрократическим задержкам в реализации проектов»
Номер публикации: №19 30.05.2025