
Глава Комитета напомнил, что сегодня после завершения строительства ЖСК сохраняют свой юридический статус и могут заниматься обслуживанием построенных домов. При этом, по статистике, самостоятельно на всю страну управляют жильем всего 468 ЖСК — чуть больше 10% от их общего числа, тогда как остальные 90% кооперативов либо нанимают управляющую компанию (УК), либо в них царит анархия, ведущая к долгам за «коммуналку» и неорганизованным платежам. Информация о подобных проблемах поступает в Комитет по строительству и ЖКХ на регулярной основе. «Такие сигналы из регионов у нас есть. Как строительный кооператив такие сообщества граждан работают, как форма управления домами — в подавляющем большинстве случаев нет», — констатировал Сергей Пахомов.
В связи с этим, настаивает законодатель, следует прекращать действие ЖСК как юридического лица после реализации ими своих строительных функций. «Мы предлагаем после выплаты последних паев всеми членами кооператива такие строительные по своей сути организации ликвидировать при одновременном выборе иной формы управления. И для ТСЖ, и для УК в Жилищном кодексе и подзаконных актах достаточно рычагов регулирования и контроля», — заключил Сергей Пахомов.
В законопроекте содержатся механизмы реализации его положений. Предполагается наделить органы Госжилнадзора полномочиями по обращению в суд с заявлением о ликвидации ЖСК после выплаты последним членом такого кооператива пая за свое жилое помещение. После этого орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации.
В настоящее время инициатива уже внесена на рассмотрение в Госдуму РФ, и отраслевые эксперты приступили к ее обсуждению. Их отзывы на законопроект по большей части носят не самый комплиментарный характер. «Для всех ЖСК наступают «черные дни», особенно для тех, у кого заключены договоры управления с УК. Если документ примут, все ЖСК советского периода прекратят свое существование в качестве жилищных кооперативов еще до конца 2025 года», — опасается эксперт по проблемам ЖКХ Павел Степура.
Станет ли от этого лучше жителям, учитывая невысокое качество управления многоквартирными домами, которое демонстрируют многие УК, — наверно, вопрос риторический. В таком «насильственном» умерщвлении ЖСК есть очень много моментов. Пусть не во всех из них дела обстоят хорошо, но и масса домов под управлением УК находится в таком состоянии, что ничего кроме жалости к их жителям испытать нельзя. Нужно учитывать также, что в ЖСК люди, как правило, более сплочены, больше интересуются проблемами дома и принимают участие в их решении. В таких домах действительно есть актив, а те жители, которые живут в ЖСК с момента его образования, воспринимают такую форму организации как свое детище. И отменить ЖСК сверху — во многих случаях означает поступить против их воли, что спровоцирует негатив и отчуждение со стороны жителей.
С другой стороны, конечно, своя логика у законодателей есть, и их стремление навести порядок и прийти к большему единообразию в вопросах определения формы управления МКД нельзя рассматривать сугубо отрицательно. Тем не менее, глава экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец полагает, что инициатива депутатов носит спорный характер. «Да, среди жилищно-строительных кооперативов бывают случаи неэффективного управления. Но ведь ровно такие же примеры есть и у ТСЖ, и у УК. Полный запрет — это лишение людей еще одного законного инструмента управления», — заявила эксперт.
Сергей ПАХОМОВ, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:

«Принятие законопроекта позволит устранить правовую неопределенность при управлении многоквартирными домами»
Номер публикации: №19 30.05.2025