
Приняты долгожданные законы
Отметив, что законы по ЖКХ и строительству находятся в компетенции возглавляемого им многопланового комитета, сенатор остановился на совершенствовании коммунальной сферы, которая, по его словам, нуждается в особом подходе. Если в целом по стройке итоги 2024 года и I полугодия показывают рост строительства, то что касается совершенствования ЖКХ, оно пока остается нерешенной проблемой. В связи с этим в весеннюю сессию был принят ряд законов, один из которых ориентирован на формирование системы государственного учета именно жилищного фонда. Он позволяет не только индивидуально подходить ко всем жилым домам, но и, что самое главное, проводить мониторинг их состояния. В советское время эта функция возлагалась на бюро технической инвентаризации, в котором содержались документы, свидетельствующие о техническом состоянии домов. Сегодня происходит возвращение к этой системе для того, чтобы правильно распределять средства, заложенные в различные программы.
Также в законы внесены поправки, в соответствии с которыми изменились требования к годовому отчету по управлению многоквартирными домами (МКД). Они позволят ответить на многочисленные вопросы граждан, не знающих, чем занимаются управляющие компании (УК) и как расходуют средства. Теперь после окончания I квартала УК обязана представить финансовый отчет за предыдущий год.
Введено и единое требование к срокам предоставления потребителям платежного документа. Все мы являемся плательщиками за потребляемые коммунальные услуги. С марта 2026 года нанимателям и собственникам помещений соответствующий документ будет приходить не первого, а пятого числа каждого месяца, а платеж перенесен не до 10, а до 15 числа. Причем законодатели сделали так, чтобы невозможно было решением собрания или какого-либо другого органа перенести эти сроки.
Отрегулированы также отношения в части проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в МКД. После долгой проработки законодателями был решен и вопрос о праве компенсировать отдельным категориям граждан расходы по оплате электроэнергии.
Выбор модели
Продолжая тему управления МКД, Андрей Шевченко напомнил, что она обсуждалась на проведенных в весеннюю сессию парламентских слушаниях и заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации. Сенатор подробно рассказал об рассмотренных парламентариями новых моделях управления жильем и о совершенствовании жилищного контроля и надзора. Он сообщил, что 49% опрошенных регионов предлагают оставить на рынке коммерческие УК, которые есть сегодня, но при условии, что лицензирование и требования к ним будут ужесточены.
Вторую модель, предполагающую введение обязательного саморегулирования сферы управления МКД, поддержали 22% регионов. Большинство других субъектов РФ считают, что СРО, хорошо зарекомендовавшие себя в строительстве, наверняка будут интересны и при регулировании деятельности УК, но только в будущем, а сейчас отменять лицензирование в этой сфере еще рано. При этом некоторые регионы готовы вводить механизм саморегулирования в управлении МКД поэтапно.
Многие регионы поддержали идею создания единых региональных операторов по управлению жильем. Эта модель хороша тем, что она исключает ситуацию, когда МКД остаются вообще без управления, как это сейчас бывает со старыми, так называемыми «брошенными» 2-3-этажными домами, у которых накопилось много проблем с капремонтом и реконструкцией. Охотников взять в управление эти дома часто не находится, тогда как желающих управлять новыми, только введенными МКД очень много.
И только 9% регионов предложили вернуться к управлению жильем унитарными предприятиями и учреждениями. Такой выбор присущ субъектам РФ, в которых во многих муниципалитетах деятельность коммерческих УК вообще не рентабельна. Для них управление МКД — не бизнес и может осуществляться только за счет бюджета. Сторонники такого управления в ходе дискуссий приводили в пример Москву, хотя в ней эта система выстроена давно, никогда не ломалась и бюджет столицы позволяет это делать. Поэтому решение этого вопроса будет зависеть в том числе от бюджетного обеспечения того или иного региона.
Подводя итог теме управления МКД, Андрей Шевченко отметил, что комитет совместно с коллегами из Госдумы продолжает работать в этом направлении. Один из подготовленных сенаторами законопроектов сейчас находится в Думе на рассмотрении и предполагает ужесточение лицензионных требований к управляющим организациям. Другой внесенный в Госдуму законопроект основан на системе Единого регионального оператора, альтернативы которой нет в воссоединенных субъектах РФ.
Внесли сенаторы и законопроект об упразднении так называемого муниципального контроля, который сейчас в одном и том же доме проводится наряду с государственным жилищным надзором, что, по мнению комитета, неправильно. Андрей Шевченко надеется, что этот законопроект будет принят в осеннюю сессию.
Верный подход
По вопросу о расселении аварийного жилищного фонда сенатор прежде всего напомнил, что первый этап этой программы практически завершен, сейчас начинается второй. Он подчеркнул, что Россия — единственная страна, где в рамках этой программы жилье жителям предоставляется безвозмездно. Масштабы этой программы грандиозны — ежегодно аварийным в стране признается 2,7 млн квадратных метров жилья. Но при этом в ряде случаев возникал вопрос: а действительно ли все дома, которые были признаны аварийными, являются таковыми? Получалось, что людям давали надежду, они стояли в очереди, ждали обещанного расселения, а потом выяснялось, что на самом деле можно ограничиться капремонтом или реконструкцией. При этом темпы признания домов аварийными были существенно выше, чем темпы их расселения.
Чтобы не вводить никого в заблуждение и не тратить лишние бюджетные средства, в октябре 2024 года законодатели изменили правила признания МКД аварийными. После ужесточения содержащихся в них критериев МКД может быть признан аварийным по состоянию не отдельных элементов, а только в их совокупности, и если, допустим, в доме достаточно поменять одну лишь кровлю, то он теперь не включается в программу.
Изменение федерального закона позволяет не обещать расселить людей в то время, как, по большому счету, очередь не движется. Но чтобы обеспечить такой изначально правильный подход, в состав межведомственных региональных или муниципальных комиссий, выносящих решение о признании МКД аварийным, необходимо включать профессионалов. Сенатор подчеркнул, что заключения о техническом состоянии МКД должны быть подписаны обязательно квалифицированными специалистами. Важно, чтобы регионы привлекали к работе этих комиссий людей, входящих в Национальный реестр специалистов Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Чтобы проверить, как работает этот механизм на самом деле, в период осенней сессии комитет планирует провести большое совещание с участием регионов.
Осенью, по словам Андрея Шевченко, комитет проведет круглый стол или парламентские слушания и по вопросу реализации комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, на реализацию которой до 2030 года выделено 4,5 трлн рублей. Большую роль в реализации этой программы призваны сыграть казначейские инфраструктурные кредиты. Благодаря этому механизму, предложенному в прошлом году, у регионов появился еще один источник финансирования. Для этого они должны прежде всего в обязательном порядке разместить информацию о своей системе коммунальной инфраструктуры. После ее инвентаризации будут приниматься решения, позволяющие избежать дублирования по разным программам. На сегодня в комплексный план включено уже около 43 тыс. мероприятий, но задача состоит в том, чтобы все работы, которые идут в коммунальной сфере, были включены в эту программу.
Андрей Шевченко напомнил, что в апреле уже проводилось совещание по вопросам применения регионами правил списания двух третей задолженности по бюджетным кредитам. Эти средства, которые в целом по регионам составляют более 1 трлн рублей, можно использовать на реализацию инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ. У регионов есть право направлять из этих средств 50% от всей суммы на новые инвестиционные проекты, в том числе на замену лифтов и переселение из аварийного и ветхого жилья.
Номер публикации: №27 01.08.2025