Кто в ответе за УК? Законодатели покусились на систему лицензирования организаций по обслуживанию МКД

Кто в ответе за УК? Законодатели покусились на систему лицензирования организаций по обслуживанию МКД

Кто в ответе за УК? Законодатели покусились на систему лицензирования организаций по обслуживанию МКД Shutterstock/FOTODOM
Депутаты Заксобрания Кировской области разработали и предложили принять законопроект, вносящий существенные поправки в Жилищный кодекс (ЖК) в части регулирования деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами (МКД). Суть инициативы заключается в том, чтобы исключить из ЖК положение о деятельности института лицензионных комиссий, возложив их обязанности на органы государственного жилищного надзора (ГЖИ) субъектов РФ. То есть кировские законодатели выступают за то, чтобы передать региональным ГЖИ полномочия по принятию решений о предоставлении лицензий управляющим компаниям и об отказе в их выдаче, об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензий. Они также хотят сделать работников надзорного ведомства ответственными за принятие квалификационных экзаменов у должностных лиц управляющих организаций, претендующих на получение квалификационного аттестата.

По мнению инициаторов законопроекта, упразднение лицензионных комиссий будет способствовать оптимизации процесса оказания государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению МКД и поможет формированию единообразного подхода к лицензированию на всей территории субъектов РФ. Законодатели отмечают, что, когда сегодня лицензионные комиссии принимают решение об обращении в суд, чтобы аннулировать лицензии у компаний, допускающих серьезные нарушения, этот процесс часто затягивается, приводя к тому, что дома остаются без должного обслуживания, проблемы жильцов не решаются, а недобросовестные управляющие компании (УК) продолжают свою деятельность и сбор средств с населения. «Предлагаемый механизм призван ускорить процесс реагирования на подобные ситуации», — заявил председатель Заксобрания Кировской области Роман Береснев.

Отмечается, что проект закона был разработан при участии Госжилинспекции Кировской области и ранее направлен на рассмотрение в регионы Приволжского федерального округа. Большинство из них уже выразили поддержку предложенным изменениям.

Однако инициатива не встретила понимания в профессиональном сообществе. В частности, эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук ее не поддерживает и считает, что Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ ее отклонит. По его мнению, если все-таки представить противоположный ход событий, то с уверенностью можно сказать, что ни к чему хорошему это не приведет, так как реализация заложенных в законопроекте положений автоматически повлечет за собой неприятные последствия, включая рост коррупции, а в худшем случае дезорганизует всю систему лицензирования. «Думаю, что региональное заксобрание побудило предложить концепцию законопроекта в таком виде несовершенство организации работы конкретной лицензионной комиссии. Возможно даже, что имел место конфликт комиссии с региональной ГЖИ», — предположил он.

Если же рассуждать теоретически о возможном упразднении института лицензионных комиссий на основе анализа всего десятилетнего опыта их работы, то с подобной инициативой необходимо выходить как минимум на уровень правительства РФ. Более того, такое предложение обязательно нужно было бы сопроводить организацией научных конференций и дискуссий, в том числе провести ежегодное совещание с представителями Госжилинспекции по этой теме. Следовало бы выработать консолидированное мнение всех профильных структур и экспертного сообщества.

В то же время, сложно не согласиться с тем, что лицензионные комиссии сталкиваются с многочисленными трудностями в своей работе. Причем значительная их часть связана с оспариванием предпринимателями предписаний о лишении их лицензий. А это в основном происходит из-за того, что в настоящее время члены лицензионных комиссий обычно видят предпринимателя только два раза в жизни: когда выдают ему лицензию и когда его этой лицензии лишают. А нужно, чтобы члены комиссий осуществляли деятельность на протяжении срока работы УК, постоянно контактировали с их представителями и указывали им на недочеты в их работе, то есть помогали становиться лучше.

Поэтому Павел Склянчук не сомневается, что система лицензирования УК может быть улучшена, но идти к этому надо по пути повышения роли, которую в ее работе играют саморегулируемые организации (СРО). Он напомнил, что, согласно действующему ЖК, сегодня по рекомендации Минстроя в комиссии входят не более 20 человек. В их число включаются представители общественных организаций, уполномоченные по защите прав предпринимателей в регионе (если таковые имеются) и другие. Причем не менее трети членов состава лицензионных комиссий должны являться представителями региональных СРО, что явно недостаточно. «Было бы целесообразно увеличить эту квоту до половины. Такие изменения смотрятся выигрышно с точки зрения дальнейшей логики реформирования деятельности УК», — предлагает Павел Склянчук. Кстати, несколько месяцев назад депутаты нижней палаты парламента предложили несколько сценариев дальнейшего развития сферы управления МКД. Один из них как раз и предполагает повышение роли представителей СРО в работе лицензионных комиссий. «Если увеличить квоту, то в этом случае у УК будет больше стимулов вступать в СРО и внедрять механизмы самоконтроля, что в свою очередь окажет содействие становлению института профессиональной репутации и поможет сформировать здоровую конкурентную среду на рынке управления МКД», — подытожил Павел Склянчук.

Павел СКЛЯНЧУК, эксперт направления «Народный фронт. Аналитика»:

Павел Склянчук.jpg

«Тридцатипроцентную квоту на представительство СРО в составе лицензионных комиссий нужно увеличить до половины. Это будет одновременно стимулировать развитие сразу двух моделей регулирования деятельности УК: государственного лицензирования и саморегулирования»