Инвестиции под контролем: создаются условия для увеличения инвестиций ресурсоснабжающих организаций в обновление коммунальной инфраструктуры

Инвестиции под контролем: создаются условия для увеличения инвестиций ресурсоснабжающих организаций в обновление коммунальной инфраструктуры

Инвестиции под контролем: создаются условия для увеличения инвестиций ресурсоснабжающих организаций в обновление коммунальной инфраструктуры Shutterstock/FOTODOM
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование системы государственного регулирования в области разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения принят Государственной Думой в первом чтении.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что в настоящее время законодательно не закреплена обязанность ресурсоснабжающих организаций разрабатывать, а уполномоченных исполнительных органов субъектов РФ утверждать инвестпрограммы при планировании мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов и систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В результате утвержденные инвестпрограммы сейчас имеют лишь 6% организаций в сфере теплоснабжения, 2,5% в сфере водоснабжения и 4% в сфере водоотведения. В то же время 50% амортизации, включаемой в тарифы, не направляется на финансирование инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций, хотя износ коммунальной инфраструктуры остается предельно высоким и составляет 70%, а доля нуждающихся в замене сетей в водоснабжении и водоотведении превышает 40% от общей протяженности сетей, в теплоснабжении — 30%.

Для решения этой проблемы законопроектом вводится перечень случаев, когда утверждение инвестпрограммы для ресурсоснабжающих организаций является обязательным, что позволит исключить случаи, когда мероприятия инвестиционного характера финансируются в рамках текущей деятельности и не учитываются в общем объеме инвестиций. В перечень мероприятий, включаемых в инвестпрограмму, добавлены мероприятия по предотвращению или ликвидации последствий аварийных ситуаций, предотвращению причинения вреда здоровью граждан и нанесения ущерба имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде. В инвестпрограмме будут учитываться мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к системе теплоснабжения, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения за счет платы за подключение (технологическое присоединение), а также по увеличению мощности источника тепловой энергии или тепловой сети. Кроме того, в инвестпрограмму будут включаться мероприятия по строительству новых, а также по реконструкции, техническому перевооружению и модернизации существующих объектов, если такие мероприятия содержатся в концессионном соглашении и (или) регуляторном соглашении, заключенном теплоснабжающей, теплосетевой организацией на срок больший, чем срок действия схемы теплоснабжения. В перечень войдут и мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и модернизации объектов по результатам технического обследования, выполненного после утверждения схем.

Чтобы повысить эффективность и прозрачность инвестиций в секторе ЖКХ, подготовленный правительством России системный законопроект обязывает ресурсоснабжающие организации (РСО) не только утверждать инвестпрограммы, но и увязывать их с учтенной в тарифе амортизацией. По словам официального представителя правительства РФ, заместителя министра экономического развития РФ Михаила Каминского, с принятием закона направление амортизации на финансирование инвестпрограмм станет обязательным, что позволит использовать для развития отрасли заложенные в тарифе инвестиционные ресурсы. На то, что законопроектом предлагается урегулировать вопрос о целевом использовании амортизации, уже учтенной в тарифах, обратил внимание депутатов и выступивший с содокладом председатель Комитета Госдумы по энергетике Николай Шульгинов.

Правительство рассчитывает, что поддержать инвестиции в регионах поможет и механизм регуляторных соглашений, положительно зарекомендовавший себя в электроэнергетике. Этот механизм законопроект распространяет на сферу теплоснабжения и донастраивает в сфере водоснабжения, тем самым позволяя фиксировать долгосрочные взаимные обязательства РСО, регионов и муниципалитетов.

Кроме того, законопроект вводит единый подход к контролю за выполнением инвестиционных программ, так как сейчас региональный и государственный контроль за ними осуществляется только в рамках регулирования цен и тарифов. С принятием этого закона уполномоченные органы, которые определит сам регион, будут работать по правилам базового закона о контроле, в том числе они получат право проводить проверку хода реализации мероприятий инвестпрограмм.

Отвечая на вопрос, кто и как будет контролировать инвестпрограммы, Михаил Каминский пояснил, что в настоящее время в рамках тарифного и ценового регулирования эти функции обычно выполняют региональные энергетические комиссии (РЭК). Причем зачастую это делают работники РЭК, которые фактически ответственны за тарифное регулирование, а значит, они выполняют несвойственные им функции. С принятием нового закона регион сможет наделить такими полномочиями, например, региональное Министерство строительства или жилищнокоммунального хозяйства. Затем эти полномочия могут быть делегированы управлению капитального строительства, компетентные работники которого смогут на месте определить, как реализуется инвестпрограмма. Все это позволит привлечь в обновление коммунальной инфраструктуры больше инвестиций, оптимизировать разработку и утверждение инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций и улучшить контроль за их выполнением