
Как отметил руководитель столичного Департамента инвестиционной и промышленной политики Анатолий Гарбузов, изготовленные в столице аккумуляторные блоки для городских вакуумно-подметальных машин значительно повысят уровень их локализации. «Применение в коммунальной технике компонентов с инновационной технологией управления зарядом позволяет достичь уровня локализации около 70%», — сообщил он.
По словам гендиректора компании «Системы автономной энергии» Антона Мухина, данный тип батарей разработан специально для отечественной коммунальной техники. Их работа основана на инновационной схеме управления процессами передачи энергии, и такая технология применяется на отечественных устройствах впервые. Ее специфика в том, что контроллер быстрого заряда встроен непосредственно в аккумуляторную батарею, тогда как раньше за эти функции отвечала система управления автомобилем. Емкость новых батарей составляет 234 Ач при полной массе 580 кг. Такой энерговооруженности с запасом хватает для устойчивой работы в режиме интенсивной эксплуатации. «В устройстве предусмотрен встроенный подогрев для запуска в любых погодных условиях. В числе особых преимуществ наших батарей — высокая скорость полной зарядки, составляющая 80-90 минут», — подчеркнул Антон Мухин.
По его словам, возглавляемое им предприятие продолжит сотрудничество со столичными властями по ряду других проектов в сфере ЖКХ. Их реализация также будет способствовать росту рынка техники специального назначения и развитию коммунального транспорта столицы. В частности, в настоящее время инженеры компании ведут разработку тяговых инверторов, также предназначенных для использования в дорожно-коммунальных машинах.
Отметим, что в Москве насчитывается свыше 130 предприятий, занимающихся выпуском электротехнической продукции, из которых более пятнадцати изготавливают аккумуляторные батареи (АКБ) и прочие системы накопления энергии. Значительная часть этих компаний является якорными производствами формирующегося в столице межотраслевого кластера электромобилестроения. В частности, в рамках офсетного контракта на площадке «Красная Пахра» особой экономической зоны «Технополис Москва» полным ходом строится гигафабрика, где будут изготавливать аккумуляторы для электротранспорта.
Благодаря комплексу мер поддержки со стороны столичного правительства эта отрасль экономики успешно развивается, и большинство компаний высокими темпами наращивает выпуск продукции и расширяет ее ассортимент. Так, столичная компания CleanPower в 2024 году увеличила выпуск аккумуляторных батарей для клининговой техники на 25%, а производитель автомобильных аккумуляторов Visso начал в этом году мелкосерийную сборку инновационных литий-титановых (LTO) АКБ «Титанатус». Сила пусковых токов в них достигает 3000-4000 А против 600–900 А у обычных аккумуляторов и по этому параметру они значительно превосходят мировые аналоги в данном классе устройств.
Растут и экспортные поставки. В частности, в 2024 году отгрузка литий-ионных аккумуляторов из Москвы в Узбекистан увеличились в девять раз по сравнению с 2023 годом. «На столицу приходится более 88% всего российского экспорта данной продукции в Узбекистан, занимающий четвертое место среди ключевых торговых партнеров Москвы по закупкам такой категории товаров», — сказал Анатолий Гарбузов.
Номер публикации: №19 30.05.2025