
Как отметил во вступительном слове модератор мероприятия председатель правления АИИК Игорь Коваль, 2022-2023 годы были рекордными по количеству реализованных проектов и решенных задач, при этом 2024 год внес определенные коррективы, а в 2025-й участники рынка вступили с некоторыми опасениями. По его словам, текущие макроэкономические условия ставят новые вызовы и требуют разработки мер для увеличения привлекательности внебюджетных инвестиций в долгосрочные инвестиционные проекты. Также в настоящее время возрастает роль государства и, в частности, Минэкономразвития, которое является ключевым регулятором при реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий. Как сообщил первый заместитель министра экономического развития Максим Колесников, в ведомстве видят большую востребованность таких регуляторных механизмов.
В целом, в 2024 году было заключено 215 соглашений ГЧП и концессий на общую сумму 2,3 трлн рублей. Правда, весомый вклад в общую «массу» внесла всего одна сделка по реализации технологически амбициозного проекта строительства Высокоскоростной магистрали (ВСМ). Как отметил Максим Колесников, без механизма ГЧП такую сделку было бы сложно структурировать.
По его мнению, сегодня государство должно брать на себя дополнительный риск, который возник у предпринимателя. В том числе, поэтому механизм ГЧП распространили на проекты по реконструкции частных промышленных предприятий и созданию новых промобъектов на частной земле, был принят пакет изменений в законодательство о концессиях в ЖКХ, а с Минкультуры России проработан закон, который позволит передавать в концессию объекты культурного наследия для их восстановления.
Он также доложил о начале выполнения поручения президента РФ об интеграции в механизм концессий экспертизы ВЭБ. «В ближайшее время начнем интеграцию института развития в этот механизм», — сообщил Максим Колесников.
Выступивший следом президент РСПП Александр Шохин поддержал предложение АИИК о наделении Минэкономразвития России полномочиями по разъяснению законодательства в сфере ГЧП и концессий. По его мнению, это позволит снизить правовые риски подготовки и реализации инфраструктурных проектов, реализуемых на основе механизмов ГЧП, тем самым повысив их инвестиционную привлекательность.
При этом Александр Шохин обратил внимание, что создание инфраструктуры — это капиталоемкая задача, и государство не может взять на себя полностью эти затраты. Для бизнеса условия ужесточились, так как сегодня кредитное плечо при финансовом участии частного инвестора в проект ГЧП составляет 80-90%. Кредиты выдаются по ставке до 30% годовых, что также является тяжелой ношей.
По мнению главы РСПП, для успешной реализации инфраструктурных инициатив необходимо соблюсти ряд условий. Вопервых, обеспечить государственное финансовое плечо в инфраструктурных проектах (капитальный грант, плата концедента и др.) и предусмотреть, чтобы обязательства, исполняемые за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, не учитывались в общем объеме расходных обязательств субъектов и муниципальных образований. Во-вторых, предусмотреть достаточный объем межбюджетных трансфертов на инфраструктурные проекты регионов и сформировать соответствующий бюджетный фонд. Также следует активизировать использование существующих механизмов стимулирования внебюджетных инвестиций и обеспечить снижение норм обязательного резервирования банков по предоставленным кредитам, а также повышение рейтинга инфраструктурных облигаций.
Ситуацию на рынке участники форума характеризовали как весьма непростую — в силу высокой ключевой ставки и ослабления бюджетного импульса. По словам первого вице-президента Газпромбанка Алексея Чичканова, если раньше проекты хоть «со скрипом проворачивались», то сейчас инициативы не просто медленно идут, они «реально останавливаются», и регионы ставят на паузу даже готовые проекты.
При этом временные отсрочки приводят к росту затрат. Сейчас в высокой степени готовности находятся проекты на 1 трлн рублей, и их сдвиг, например, на год, может обойтись суммарно в дополнительные 135 млрд рублей.
Большое внимание участники Форума уделили обсуждению роли антимонопольного ведомства в контроле реализации ГЧП-проектов, в частности, в сфере ЖКХ. Как напомнил начальник Управления регулирования ЖКХ ФАС России Алексей Матюхин, изменение условий концессионных соглашений подлежит согласованию в службе. В течение долгого времени статья закона №115-ФЗ, которая регулировала эти вопросы, не менялась. Однако ФАС выдвинула инициативу о том, чтобы ее модернизировать, и она была поддержана правительством. Соответствующий законопроект находится в Думе и подготовлен ко второму чтению. Он предусматривает, что с ФАС будут согласовываться только исключительно существенные изменения в условиях реализации проектов в тепле и воде. «Действие законопроекта распространяется на все действующие концессионные соглашения, которые заключены к настоящему времени», — сказал Алексей Матюхин.
Он также обратил внимание, что сегодня при реализации концессий «нередко появляются различные дополнительные бюджетные деньги», которые регионы хотят дать действующему концессионеру, например, в качестве платы концеденту или в рамках иных форм поддержки. Но законодательство этому препятствует, и в судебной практике это закреплено. «На наш взгляд, это не совсем правильно, так как любая бюджетная поддержка снижает тарифную нагрузку на население. Любая поддержка концессионного проекта — это хорошо», — сказал Алексей Матюхин. Эти моменты также требуют нормативно-правового уточнения.
Максим КОЛЕСНИКОВ, первый заместитель министра экономического развития:

«Экспертное мнение ВЭБа должно стать помощником регионам для принятия правильных, сбалансированных бюджетных решений по заключению концессионных соглашений. Сейчас, после обсуждения с регионами и бизнес-сообществом, будем готовить соответствующий проект поправок к законам о ГЧП и концессиях»
Алексей ЧИЧКАНОВ, первый вице-президент Газпромбанка:

«Несмотря на рост стоимости внебюджетного финансирования на процентные издержки по проекту, все равно опережающими темпами растет стоимость строительства. Региональным властям, которые сейчас думают, останавливать проект или нет, надо понимать, что откладывание проекта делает его дороже быстрее, чем растет ключевая ставка»
Номер публикации: №09 14.03.2025