В голове у покупателя: чего люди ждут от современных новостроек

В голове у покупателя: чего люди ждут от современных новостроек

В голове у покупателя: чего люди ждут от современных новостроек Shutterstock/FOTODOM
Когда продажи жилья падают до пугающе низких показателей, а ипотека делается недоступной значительной части граждан, для застройщиков становится особо ценным буквально каждый покупатель. Готов ли он терпеть и благодарно принимать продолжающееся повышение цен на недвижимость? Каковы его настроения и предпочтения, на какие критерии он опирается при выборе квартиры? Какие маркетинговые ходы эффективно сработают при привлечении клиентов сегодня?

Ответить на эти насущные вопросы постарались авторы совместного социологического исследования ЕРЗ.РФ и KOROL-media. Как рассказал руководитель ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик, в ходе исследования было опрошено 2 тыс. респондентов экономически активных групп населения из 20 крупных российских городов, причем свыше 60% из них на момент опроса находились в активном поиске жилья или планировали заняться его покупкой в ближайшее время.

Среди прочего неожиданной и приятной новостью стал тот факт, что граждане в основной массе привыкли к сложившейся на рынке «первички» ценовой динамике и не особо ждут снижения или, тем более, гипотетического «обвала» цен.

Так, оценивая перспективу изменения стоимости новостроек в горизонте ближайших 12 месяцев, в среднем 31% опрошенных выразили уверенность, что она не просто продолжит рост, но будет увеличиваться с опережением общей инфляции (в Новосибирске приверженцев такой оценки 34%, в Красноярске — 29%). 46% опрошенных считают, что новостройки станут дорожать на уровне инфляции (в Новосибирске так полагают 39%, в Красноярске — 53%). Лишь 8% респондентов «в среднем по стране» рассчитывают, что новые квартиры будут дорожать медленнее, чем раскручивается инфляция (в Новосибирске и Красноярске таких людей по 6%). Надеются на остановку роста цен 9% (правда, в Новосибирске таких оптимистов 13%, в Красноярске — 8%). Полагают, что цены начнут снижаться, лишь 5% из «среднероссийских» участников опроса (Новосибирск — 6%, Красноярск — 4%). И наконец, наивно думают, будто цены «рухнут», 1% респондентов (в Новосибирске — 2%).

Еще одна ободряющая (и тоже отчасти неожиданная) новость — большинство опрошенных не склонны винить в постоянном повышении цен застройщиков, возлагая всю ответственность за это на банкиров.

73% респондентов проявили осведомленность о возможности приобретения квартиры в рассрочку от застройщика, а 44% высказали готовность ею воспользоваться; 49% опрошенных при этом полагают, что первоначальный взнос при покупке в рассрочку не должен превышать 20% от стоимости жилья. На первоначальный взнос «не более 30%» согласны 26% участников опроса, а выложить сразу 40 или даже 50% цены готова лишь десятая часть респондентов.

Также в исследовании были подробно проанализированы критерии, которыми сегодня руководствуется российский гражданин при выборе жилья для покупки.

В категории «Цена, застройщик, место» ярко проявили себя растущие «зеленые» запросы покупателей: в качестве важных критериев 70% опрошенных назвали экологию района и наличие инфраструктуры для спокойного отдыха (парки, пешеходные зоны), для 35% не будет счастья без наличия радом с домом водного объекта, а 24% хотят инфраструктуру для электромобиля. Цивилизованные требования предъявляют любители животных, и их много: для 52% респондентов значимым пунктом выбора жилья является наличие или отсутствие инфраструктуры для выгула собак.

В категории «Двор, дом», помимо высокого качества лифтов, хорошего освещения и безопасности территории, без которых не мыслят покупку квартиры почти все, для 65% респондентов важным критерием стало «Озеленение и ландшафтный дизайн». Половина опрошенных желает, чтобы вход в подъезд был на уровне тротуара, 61%, возможно, пройдут мимо новостройки, если она не будет обладать современными, красивыми, просторными и хорошо освещенными входными группами. «Довольно неожиданным стало наличие большого числа людей, обращающих внимание на класс энергоэффективности дома — данный критерий отметили как важный 63%», — добавил Кирилл Холопик.

В категории «Квартира» среди прочего выяснилось, что на продажу недвижимости существенно влияет качество воды в квартире: этот критерий 48% респондентов назвали важным, а 49% — особенно важным. 59% людей обратят пристальное внимание на наличие «умных» систем защиты от протечек воды и газа. 64% опрошенных завораживает красивый вид из окна, и при его наличии они, скорее, склонятся к покупке. 56% нравятся высокие потолки (и они готовы за них платить), 54% накопили большой запас одежды и теперь не мыслят покупки квартиры без гардеробной.

Интересно, что архитектурные достоинства жилого объекта выше ценят и больше обращают на них внимание жители визуально бедных городов, где хорошая архитектура в дефиците. А, например, петербуржцев архитектура занимает мало — видимо, хватает тех достижений мирового зодчества, которые уже есть в градостроительном контексте Северной столицы.