
Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» — одно из самых значимых событий в сфере сохранения культурного богатства России. В 2025 году фестиваль в восьмой раз собрал профессионалов, экспертов и гостей со всей страны и из-за рубежа, чтобы обсудить актуальные вопросы реставрации, адаптации исторических объектов и их интеграции в современную городскую среду. Местом проведения фестиваля стал древний город Рязань, чей исторический бэкграунд идеально соответствовал теме года: «Архитектурное наследие древних городов: культурный код памяти и его роль в сохранении духовной целостности исторических поселений».
Выступая на церемонии открытия, вице-губернатор Рязанской области Артём Бранов отметил, что проведение фестиваля в регионе — важная отправная точка для дальнейшей работы по сохранению памятников.
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков обратил внимание на рекордное количество участников — 18 регионов и более 100 представленных на конкурс проектов, что свидетельствует о растущем интересе к теме сохранения наследия и о необходимости обмена опытом между регионами. Фестиваль традиционно носит международный характер: в этом году к нему присоединились представители Армении, Белоруссии, Сербии и других стран. Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Александр Алимов отметил, что тематика фестиваля полностью соответствует приоритетам ЮНЕСКО в сохранении всемирного культурного наследия. Он выразил надежду, что Рязань с ее уникальными памятниками в будущем может войти в список объектов организации.
Президент Союза реставраторов России Вячеслав Фатин акцентировал внимание на необходимости внедрения инновационных технологий в реставрацию и адаптацию исторических объектов к современным условиям. Он назвал фестиваль важной площадкой для обмена знаниями и поиска новых решений.
Законодательные новеллы
Одной из центральных тем фестиваля стало обсуждение новых вызовов в сфере сохранения объектов культурного наследия (ОКН). Этой теме был посвящен круглый стол, состоявшийся в первый день мероприятия.
Председатель Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Маркина открыла дискуссию важным наблюдением: «За последние два года мы совершили настоящий прорыв в понимании того, как сохранять исторические города. Но теперь профессиональное сообщество столкнулось с новыми вызовами, требующими переосмысления традиционных подходов».
Она особо подчеркнула двойственность ситуации: с одной стороны, появились четкие правила работы в исторических поселениях, с другой, новые нормативные акты поставили многих проектировщиков и экспертов в тупик: «Мы научились определять границы допустимого нового строительства в исторической среде, но теперь предстоит освоить совершенно новые принципы охраны наследия».
Хедлайнером круглого стола стал замдиректора Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России Денис Проценко, представивший анализ происходящих изменений. Он напомнил, что работа над реформой зон охраны велась в течение последних шести лет, и сейчас можно выделить три ключевых вопроса, связанных с сохранением ОКН.
Первый — новая редакция положения о зонах охраны объектов культурного наследия, вступившая в силу 1 марта. Документ исключает необходимость установки зон охраны для ряда объектов — например, полностью подводных («Какое градорегулирование может быть вокруг корабля, лежащего на дне?») или подземных (не только археологических, но и скрытых под современными зданиями подвалов), мемориальных квартир и некрополей. «Сложно определить, что такое некрополь, кроме как по ГОСТ. Но если орган охраны не видит признаки некрополя, зона охраны не будет требоваться», — объясняет Денис Проценко. Не будут требоваться зоны охраны и для достопримечательных мест. «Из 2,5 тыс. достопримечательных мест в стране лишь 223 имеют зоны охраны. Остальные живут без них, и ничего фатального не происходит», — отметил он.
Это не означает отмену защиты, но меняет подход к регулированию. «Мы переходим от системы тотальных запретов к четкому определению ограничений, — объяснил Денис Проценко. — Это касается подводных объектов, мемориальных квартир, некрополей — для них теперь не требуется разработка отдельных зон охраны».
Еще одно важное изменение — порядок инициации разработки зон охраны. Теперь запросить решение на их проектирование могут только собственники ОКН, органы власти и специализированные общественные организации, занимающиеся сохранением наследия. Это вызвало дискуссии, но, как поясняют авторы реформы, такая мера поможет избежать хаотичного регулирования и конфликтов.
И не исключишь
При этом процедура исключения ОКН из реестра усложнена. Сегодня для этого требуется целый пакет документов: акт Государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ); обращение регионального органа охраны ОКН; доказательства, что все меры по сохранению исчерпаны; материалы уголовного дела (если объект уничтожен); план использования освободившейся территории.
Минкульт объясняет эти требования тем, что исключение из реестра — крайняя мера. «Сохранение наследия — конституционная обязанность, и только если воссоздание невозможно, объект можно снять с охраны», — говорит Денис Троценко.
Для объектов, которые изначально были приняты на охрану как руины, возможен альтернативный путь — отмена решения о постановке на госохрану. Проблема в том, что многие такие «руины» были поставлены на охрану без четких критериев, а теперь их статус мешает развитию территорий.
Особая боль — объекты, взятые под охрану еще в 1990-е как «руины» и с тех пор не восстановленные. Регионы спрашивают: как исключить то, что уже десятилетия находится в аварийном состоянии? Чиновники предлагают два пути: либо отменять решение о постановке на охрану (если оно было ошибочным), либо собирать полный комплект документов, доказывая, что памятник утрачен безвозвратно.
Как содержать?
Отдельно был отмечен закон о «текущем содержании» ОКН, который уже принят Госдумой и вступит в силу 1 марта 2026 года. Он переводит часть работ на уведомительный порядок: «Собственник направляет уведомление в орган охраны, и если в течение семи рабочих дней несогласие не поступило, он может приступать к работе. Это касается восьми групп работ, которые можно проводить без лицензированных организаций», — рассказал Денис Проценко.
В законе также предусмотрено участие волонтеров, что упрощает сохранение объектов. При этом, отметил Денис Троценко, «это не либерализация, а разумное упрощение. Для выявленных памятников без утвержденного предмета охраны сохраняются все существующие ограничения».
Эксперты кто?
Немало споров в профессиональном сообществе идет о «вопросе об экспертизе» — кто может и должен быть экспертом, определяющим ценность объекта? Представитель Минкультуры подчеркнул: несмотря на критику, институт независимой историко-культурной экспертизы остается ключевым. «Мы экспертов любим, ценим, они необходимы», — сказал Денис Проценко.
Однако есть и проблемы: эксперты не несут реальной ответственности за ошибки, а Минстрой России настаивает, что госэкспертизу должны проводить государственные структуры, а не частные специалисты. Минкультуры парирует: действующая система работает, а передача полномочий Главгосэкспертизе лишит регионы гибкости.
Денис Проценко также отметил, что процедура аттестации экспертов упрощена: теперь ее можно пройти онлайн в режиме ВКС даже из отдаленных регионов, не приезжая в Москву.
Заместитель директора департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России Андрей Никифоров сделал акцент на экономической необходимости реформ. «Изменения в земельном законодательстве сделали неизбежным пересмотр подходов к охране наследия, — констатировал он. — Традиционная система зонирования, сложившаяся в 1940-х годах, перестала соответствовать современным реалиям».
Андрей Никифоров озвучил радикальное, но, по его мнению, необходимое решение: «Мы предлагаем сохранить только защитные зоны, установленные федеральным законом, а вопросы архитектурного облика передать в сферу градостроительного регулирования». По его словам, это устранит дублирование функций и снимет избыточные административные барьеры для инвестиций.
Однако представитель Минэкономразвития признал существование серьезных противоречий. «Прецедент с Юрьевым монастырем показал, что неучет общественного интереса к сохранению наследия может обернуться значительными финансовыми потерями для государства», — напомнил он.
Справочно:
В 2012 году арбитражный суд Новгородской области признал незаконным аукцион по продаже права аренды земельного участка в деревне Юрьево по требованию археологов. Суд установил, что действия властей нарушают ст. 36 федерального закона «Об объектах культурного наследия» и нормы Земельного кодекса. Истец — застройщик ООО «Гранд-М» — выиграл дело: суд взыскал с администрации района более 3,5 млн рублей и отменил договор аренды, заключенный по итогам аукциона. Компания планировала построить в Юрьево 95 коттеджей, но проект был остановлен из-за исторической ценности территории.
Региональный опыт
Практическим опытом Нижегородской области, где успешно сочетают сохранение наследия с привлечением инвестиций через механизмы комплексного развития территорий (КРТ), поделился руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Григорий Меламед. По его словам, обновление системы зон охраны — необходимый шаг, хотя и не лишенный противоречий.
В Нижегородской области еще до изменений в законодательстве пытались оптимизировать систему охраны памятников. Например, обращались в Минкульт с предложением отменить зоны охраны для объектов археологии, которые не несут смысловой нагрузки. Тогда получили отказ, но теперь, с принятием новых норм, такие решения стали возможны.
Особый интерес представляет нижегородский опыт совмещения КРТ с сохранением исторического наследия. Здесь разработали механизм, при котором инвестор получает земельные участки под новое строительство только после реставрации памятников. Так, на улицах Черниговской и Болгарской появилось 11 отреставрированных домов — все за счет частных инвестиций.
Еще одна новация — «обмен» земельных участков на реставрацию. Инвестору предоставляют землю в другом месте без торгов, но только после завершения работ на объекте культурного наследия. Первый такой проект уже реализован: памятник отреставрирован, а инвестор строит жилой дом.
В 2023 году в области запустили программу субсидирования процентных ставок по кредитам на реставрацию. Сейчас ее адаптируют под федеральную программу ДОМ.РФ, чтобы снизить ставку для инвесторов до минимальных значений: это сделает сохранение наследия экономически привлекательным.
Высотность vs историческая среда
Отвечая на острый вопрос о конфликте между высотной застройкой и историческим обликом городов, Григорий Меламед отметил, что развитие подразумевает изменения. «Сохранять двухэтажные дома без статуса ОКН в центре города — не всегда разумно», — сказал эксперт. Однако он подчеркнул важность поиска компромиссов и недопущения «шантажа памятниками».
Главный итог круглого стола и фестиваля в целом — признание того, что сохранение наследия невозможно без диалога между властью, бизнесом, экспертами и обществом. Только совместными усилиями можно найти компромиссы, которые позволят сберечь культурную память для будущих поколений, не препятствуя развитию городов.
Номер публикации: №21 20.06.2025