
Председатель Комитета по дорожному строительству Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», зампред Общественного совета при ФАС России, член Совета директоров Ассоциации бетонных дорог Валерий Бодренков выступил с докладом на заседании Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве при участии представителей Общественного совета при ФАС России. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», уточнив, что мероприятие состоялось в рамках отраслевого форума и выставки «Дорожное строительство России: инновации, технологии, качество» в Москве.
В повестку заседания были включены вопросы об инновационном развитии дорожного хозяйства; о возможности проведения конкурсных процедур по выбору подрядных организаций на весь цикл дорожного объекта; о подготовке специалистов для дорожной отрасли; об утверждении комиссий Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве и другие.
Открыли заседание председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин и Валерий Бодренков. С приветственным словом к участникам мероприятия обратились заместитель руководителя Росавтодора Александр Шматков, заместитель председателя Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Андрей Усенко.
В ходе заседания обсуждалась одна из ключевых проблем современного автодорожного строительства: дороги не выдерживают возрастающих транспортных нагрузок. Во многом это связано с тем, что выбор конструкции дорожной одежды производится по критерию наименьшей стоимости строительства дорожного объекта, без учета стоимости его жизненного цикла. И это ставит вопрос об эффективности расходования тех колоссальных средств, которые выделяются на развитие дорожной инфраструктуры.
По словам Валерия Бодренкова, начиная с 2015 года и по настоящее время действует отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) 218.4.023-2015 «Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог», который содержит рекомендации по определению общественной, коммерческой и бюджетной эффективности инвестиций в строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений. Кроме того, положения данного документа возможно применять при сравнении вариантов проектных решений при проведении соответствующих работ. При этом, по мнению ФАУ «РОСДОРНИИ», в законодательстве РФ отсутствует методический документ, предназначенный для осуществления технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд.
«В целях урегулирования возникшего правового пробела необходимо провести исследование практического опыта технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд, результатом которого станет разработка ГОСТ Р “Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Технико-экономическое сравнение вариантов”. Это подтвердило ФАУ “РОСДОРНИИ” в своем письме в Росавтодор. Но по результатам обсуждения данного предложения ФАУ “РОСДОРНИИ” доложили о невозможности разработки ГОСТ, так как методика технико-экономического обоснования не является объектом для разработки государственного стандарта и может рассматриваться только как ОДМ. Поскольку ОДМ не является документом стандартизации и имеет рекомендательный характер, он обозначенной проблемы не решает», — прокомментировал председатель Комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».
Валерий Бодренков предложил рекомендовать Росавтодору: включить в план научно-технических исследований на 2026 год разработку ОДМ на технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд с учетом их жизненного цикла; разработать механизм обязательного включения в технические задания на проектирование условий технико-экономического сравнения вариантов конструкций жестких и нежестких дорожных одежд на стадии проектирования (с учетом эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла объекта) и предусматривающий публичное обсуждение с дорожным сообществом; обратиться в Минтранс России с предложением издать нормативно-правовой акт, регулирующий обязательное сравнение вариантов конструкций дорожной одежды; разработать механизм, обязывающий профильные региональные исполнительные органы власти исполнять требование п.5.4.1. ГОСТ 33100-2023 и использование методических рекомендаций ОДМ 218.4.023-2015.
С докладами на заседании также выступили ректор РУТ МИИТ Александр Климов, первый проректор – проректор по образовательной деятельности МАДИ Игорь Артемьев, член Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, директор Ассоциации организаций по развитию дорожного образования «Ассоциация Дорожного Образования» Светлана Жаденова и начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Сергей Копылов.